Фотографировать фейерверки не только очень красочно, но еще и очень увлекательно.
И есть несколько подходов в подобной фотосъемке.
Первый — суровый 🙂
Вы подбираете параметры экспозиции таким образом, чтобы время экспонирования было максимальным (несколько минут) и тогда в кадре сразу же «отпечатаются» все салютные залпы и вы получите красочную открытку «без обработки».
Но у этого способа есть и минус — он совершенно не оставляет права на ошибку — если вы просчитались с параметрами экспозиции или фокусировки то возможности переснять уже не будет.

Второй способ является более гибким, можно будет переснять дубль или выбрать более правильный кадр, но он требует относительно продвинутой работы в Adobe Photoshop.

Вот про него и поговорим в этой статье.

Нам пригодятся много-много дублей разных залпов. В идеале, снятых с одной и той же точки и с одинаковой композицией (штатив и спусковой тросик тут будут как нельзя кстати) и чуть-чуть Фотошопа.

Итак:

  1. Делаем много кадров фейерверка. Для этой фотографии снимки были сделаны со следующими параметрами: ISO 200, ƒ/16.0, выдержка 1.5сек.
  2. Еще до начала залпов лучше сделать несколько «пристрелочных» кадров, чтобы понять какие параметры надо выставить, но следите, чтобы выдержка была несколько секунд — так вы получите красивые «цветы» от залпов.
  3. Если вы грамотно подошли к выбору точки съемки и все самые красочные залпы попадают в кадр — то вы молодец и можете просто поставить камеру на серийную съемку, пока салют не закончится. Тут пригодится либо спусковой тросик с таймером, либо режим съемки таймлапсов, если он есть в камере.
  4. Если все нужные и самые красочные салютные залпы не попадают в один кадр, придется крутить камерой в разные стороны, чтобы сфотографировать разные вариации салюта. Это не страшно, просто потребует чуть больше времени при обработке.
  5. Не забывайте снимать в максимальном качестве и в формате Raw. Можно еще на этапе съемки выставить баланс белого.
  6. После того как съемка окончена и за 10 минут салюта у вас на флешке образовалось пару сотен кадров, можно спокойно отправляться домой и выбирать штук 5-10 самых эффектных кадров.
  7. Отдельно отберите кадр с красивой композицией, вечерней подсветкой. Не беда, если в него не попали все самые лучшие залпы. Мы будем брать залпы с одного кадра, а «композицию» с другого.
  8. Все отобранные кадры конвертируем из raw c одинаковыми настройками. Следите, чтобы был одинаковый баланс белого и яркость кадров. Это можно сделать в любом raw конвертере, но мы приготовили для вас бесплатный пресет для Adobe Lightroom.
  9. После конвертации открываем все кадры в Adobe Photoshop. Самым нижним слоем должен быть слой с «идеальной композицией» — он будет базовым. Все остальные снимки с залпами накладываем на него.
  10. Если вы все кадры сделали с одного ракурса, то просто ставите всем слоям кроме нижнего режим наложения Lightness и видите как залпы появляются на небе (если какие-то яркие области появились там где их не должно быть, то просто скрываете их маской).
  11. А вот если ракурс менялся, то придется отдельно скопировать только области с залпами.

А теперь давайте разберем на реальном примере.

Вот результат 10-ти минутной фотосъемки салюта на 9 мая с одной из московских крыш.

Если присмотреться, тут видно, что присутствуют в основном два ракурса — вид с церковью по центру (он же станет основным) и вид на «спальный район», но с красочными залпами в небе. Так получилось, что самый красивый салют был совершенно не там, где это было нужно для кадра.

Большинство из дублей тут же отправились в корзину — для дальнейшей работы были оставлены только самые эффектные.

В качестве базового был выбран вот такой ракурс с церковью на переднем плане.

Тут все хорошо с композицией, но беда с салютом. Самые впечатляющие залпы никак не хотели попадать в кадр.
Приступаем к обработке. Первым делом, надо сконвертировать фотографию из raw. Основная хитрость на данном этапе — работа с цветом. На ночных снимках наиболее эффектно смотрится контраст желтого городского освещения и синего неба. Именно это и будем стараться подчеркнуть при обработке, поэтому баланс белого исходного кадра сдвигается в сторону холодных оттенков. Кроме этого производим базовую корректировку светов и теней и немного корректируем цвета и оттенки.
Все настройки приведены на скриншотах.

В результате получается вот так:

Тут есть один нюанс — пересветы на храме. В принципе, ничего страшного и в глаза не бросается, но перфекционизм не дает покоя, поэтому чтобы их исправить, еще на этапе съемки был сделан более темный кадр, в котором пересветов не было, он и будет донором для пересвеченых областей.

Для салюта были отобраны несколько кадров снятых «в другую сторону».

После того, как все «доноры» отобраны и сконвертированы, пришло время собирать картинку из частей.

Сначала светлый и темный базовые кадры (с церковью) открываем в виде отдельных слоев одного документа в Adobe Photoshop. Так, чтобы более темный кадр был сверху.

После этого добавляем к темному кадру прозрачную (белую) маску и по ней черной кисточкой закрашиваем пересвеченные области. Получается примерно вот так.

Почти ничего не изменилось, но пересветов нет 🙂

Теперь можно приступать к салюту. Открываем по одному кадры с донорами, на каждом выделяем с помощью инструмента «Прямоугольное выделение» область с залпом. Не надо стремиться выделить аккуратно, нам важно просто примерно «пересадить» салют на итоговую картинку. Копируем выделенную область и вставляем в документ с двумя базовыми слоями. Аналогичным образом поступаем с салютными залпами с других доноров.

Пока выглядит не очень впечатляюще. Но это дело поправимое. Теперь пришло время небольшой бытовой магии. Всем слоям с дополнительными салютами ставим режим наложения Lighteen.

Уже лучше. Но разовьем успех. К каждому из слоев с залпами добавим маску и по ней закрасим лишние светлые пятна — свет в окнах и подсветку зданий, которые проявились после наложения.

Чтобы выделить салют сильнее на фоне неба, немного притемним верхнюю часть кадра с помощью корректирующего слоя кривых с градиентной маской.

Ну а дальше уже можно более детально ретушировать кадр, работать с цветом и контрастом.