Как говорится, наши руки не для скуки, особенно когда сюжет того просит. Снимать в лесу отдельное удовольствие, а уж если в кадр попадет небо, то значит обработки фотографии не избежать. Ведь у вас будет большой перепад яркостей и детали и на небе и в листве просто не влезут в динамический диапазон матрицы.

Подробно останавливаться на фотосъемке не буду и в этой статье мы поговорим про обработку.

Давайте сразу покажу конечный результат

Повозится тут пришлось довольно много. Тут и объединение экспозиций для расширения динамического диапазона и работа с цветом, и расстановка свето-теневых акцентов, и работа с яркостными масками и плагином NikColorEfex Pro

Но на самом деле, исходник был не один, а два. Два кадра с разной экспозицией. Снимала со штатива на Fujifilm X-T2, воспользовавшись функцией управления камерой с телефона.

Понятно, что тут довольно большой динамический диапазон. И в один кадр не влазит вся информация и о тенях и о светах. Поэтому будем совмещать все вместе.
Для начала надо сшить обе экспозиции. Т.к. снимала я все это безобразие со штатива, то можно по простому сшить все в Adobe Lightroom, просто воспользовавшись функцией Photo-> Merge-> HDR

То что получается на выходе не очень отличается от темного кадра, но в отличие от него тут есть вся необходимая информация о тенях и с ней можно работать, не боясь того что шумы усилятся при обработке.
Сначала я хотела ограничится только обработкой в Lightroom, но потом поняла что одним Лайтрумом тут не обойтись — очень уж большой перепад яркости понадобятся сложные маски чтобы аккуратно проявить и небо и листву. Поэтому делаю небольшой финт ушами — сделаю базовую коррекцию в Adobe Lightroom, а потом сконвертирую то что получилось с разной экспозицией. И получившиеся кадры уже буду сшивать в Photoshop.

Подробно на обработке в Lightroom останавливаться не буду. Базовые принципы я много раз уже рассказывала в статьях и вебинарах. Покажу просто скриншоты настроек.Смысл в том, чтобы попытаться максимально выровнять яркость с помощью ползунков Shadows и Hightlighs и немного откорректировать цвета.

Из обработанного файла после конвертации с разной экспозицией получаются вот такие две заготовки. С одним и тем же цветом, контрастом, но разной светлотой.

Если вкратце, то теперь надо на более светлом кадре восстановить детали на небе — взять их с темного. Ну и небольшую ретушь и сделать и добавить «сказочной» атмосферы.

Поэтому открываем Adobe Photoshop и оба снимка как отдельные слои одного документа. Темный слой будет снизу, а над ним поместим более светлый. Чтобы сделать это просто открываем сначала темный снимок, потом светлый и светлый копируем на темный. Для этого пригодятся команды CTRL+A (выделяет все) и CTRL+C (скопировать), потом переключаемся на файл с темным кадром и нажимаем CTRL+V (вставить).

Теперь надо сделать такую маску, которая бы «проявляла листву и траву». А значит в нашей маске, которую будем накладывать на светлый кадр, надо чтобы небо было закрашено черным, а листва белым.

Рисовать такое руками не реально — уж очень много небольших деталей. Поэтому на помощь приходят маски по яркости. И работу с ними здорово упрощает плагин от Антона Аверина  ARCMask.

В плагине просто нажимаю на кнопку Lights2, которая позволяет выбрать средне-светлые участки, и применяю получившуюся маску к светлому слою.

На данном этапе картинка выглядит вот так

А все слои вот так

Как видите, маска получилась аккуратной, но из-за большого перепада яркостей листва на фоне неба смотрится не очень естественно. Поэтому понадобится еще пара слоев с более простыми масками чтобы привести все в нормальный вид.

Поэтому еще раз копирую светлый слой и добавляю к нему новую маску. В этот раз все довольно просто с помощью круговых градиентов я просто рисую большую мягкую область по маске делая правый нижний угол кадра более светлым. Напоминаю, что черные области на маске означают, что слоя не будет видно, в белые — что он будет перекрывать тот, который лежит ниже.

Стало заметно лучше, но мне хочется добавить ощущения сумерек. Ведь снимала я только-только после захода солнца и уже включены фонари. Хочется чтобы они выделялись сильнее. Поэтому верхушку дерева (и небо заодно) надо сделать еще темнее.

Вообще, довольно многие операции в этой обработке будут повторятся и процесс можно было немного оптимизировать. Но это если заранее знать что надо делать. Я же обрабатывала по шагам и просто сравнивала картинку на экране монитора с тем что представляла у себя в голове. Поэтому покажу слой и соответствующую ему маску

Все слои при этом выглядят вот так

Теперь надо расставить свето-теневой акценты. Тут подойдет техника Dodge-and-Burn. Смысл в том, что создается два серый слоя в режиме наложения Overlay и там где мы рисуем белым будет становится светлее, а там где черным — темнее.

Серые слои можно создать вручную, а можно воспользоваться панель ARCPanel и кнопкой Dodge-and-Burn->Gray Layers

Получаются вот такие два слоя. Один для осветления, второй для затемнения.

Вот так получается. Тут два кадра. До Dodge-and-Burn и после

Идем дальше. Мне хочется еще сильнее выделить свет от фонарей. Зря что-ли ждала час пока они зажгутся?! Поэтому создаю новый пустой слой и на нем круговым градиентом с цветом, взятым с фонаря, рисую две области «света». Дальше регулирую непрозрачность и где нужно дбавляю маску. Чтобы эффект свечения был более естественным слой можно поставить в режим наложения Color. У меня два слоя получилось. Один в режиме Color, второй в Normal, но с маской.

Вот к таким изменениям в картинке это привело.

Теперь пришло время фильтров NikColorEfex. Из всего разнообразия я обычно пользуюсь двумя-тремя — ProCotrast, Tonal Contrast, Classical Soft Focus. Тут контраст я уже и так перерисовала, так что пригодится только смягчающий фильтр. Его воздействие чем-то похоже на эффект Ортона и добавляет мягкое свечение к светлым областям.

о

Потом я решила, что неплохо было бы немного похудеть. Но в реальности это долго и невкусно, а в фотошопе проще. Поэтому Filter->Liquify и можно сбросить пяток килограмм

Теперь надо немного привести в порядок цвета. Самый простой способ — использовать LUT файл. По сути это как пресет, только более универсальный и не зависящий от программы, в которой используется. Layer->New Adjustment Layer->Color Lookup

Еще немного Dodge-and-Burn. В том что пока получается мне не очень нравится «мельтешение» на небе, поэтому пытаюсь выровнять яркость и перевести внимание на передний план. Слои для осветления и затемнения получились такими

Теперь немного ретуши и Spot Healing Brush Tool для того чтобы убрать отвлекающие элементы.

И еще раз NikColorEfex и фильтр Classical Soft Focus. Да, может показаться, что мы ходим по кругу, но это спираль и мы потихоньку приближаемся к конечной точке.

После этого я решила, что светотеневых акцентов не достаточно и еще немного порисовала Dodge-and-Burn.

Получается вот так

И последний штрих — работа с цветами в пространстве LAB. Перевожу фотографию в это цветовой пространство Image->Mode->Lab Color, добавляю новый слой с кривыми и гну кривые в каналах a и b

Собственно, все. Теперь можно фотографию перевести обратно в RGB не забыв объединить слои (а то воздействие кривой исчезнет), добавить резкости и уменьшить размер для публикации в интернете.