Снова путаем следы по полям, лесам и болотам. Главное не заблудится на бесчисленных развилках и среди мертвых деревень. Иногда дорога хорошо различима, а на карте пока еще есть названия, хотя в реальности ни осталось ни одного дома. Где-то дорогу перепахали потому что решили, что теперь тут будет поле гороха.
Кое-где риходится путь буквально прокладывать сквозь густой кустарник — слишком давно тут кто-то ездил в последний раз. Где-то трек упирается в болото и приходится несколько часов кружить вокруг пытаясь безуспешно вокруг найти выезд.

Очень много леса, рек и полей и холмистый ландшафт Тульской области.
Нитка маршрута в этот раз выписывает причудливые кружева, связывая в одно целое древние городища скифов и вятичей, заброшенные дворянские усадьбы, угодья помещиков, разрушенные заводы со столетней историей. И в какой-то момент россыпь маршрутных точек на карте превращается реальность и обрастает историями, личностями и персоналиями.

В этот раз стартуем из Чехова. В нашем распоряжении маршрут в навигаторе, небольшая историческая легенда и точки на карте — это все надо совместить с реальностью. И именно это самое интересное. 

Тарусу и Серпухов проезжаем без остановок — там мы уже были. 

Замок в Колосово

Первая цель — усадьба Колосово. Тут я тоже уже была, но надо же проверить что там и как. Это место одно из тех, про которые 10 раз подумаешь надо сюда ехать или нет потому что дорога из Тарусы очень своебразная. Нет, проехать можно на любом автомобиле… ну в котором не жалко подвеску. Зато все «сверчки» в автомобиле проснутся на убитой гравийке. Но она веселая. Особенно если пытаться говорить во время пути.

Замок в Колосово был построен Клавдием Пасхаловым (сама усадьба до этого принадлежала Дмитрию Черткову) и в нем использовались самые инновационные, по тем временам, технологии. Например, была автоматическая система орошения, система обогрева, паровая мельница. Ну и огромное хозяйств в пасекой и стадом в 200 голов скота.

Сейчас все очень печально и вряд ли будет лучше. В одном их флигелей замка живут люди — я смогла зайти в подъезд — и находится отделение Почты России. 

Едем дальше и немного попетляв по проселочным дорогам попадаем в Дугну. Одна достопримечательность — это понтонный мост через Оку. Отдельное развлечение смотреть как низкие седаны пытаются проехать крутые съезды на мозг. Лайфхак — высадите пассажиров и езжайте по диагонали. Ну а самое интересное находится немного дальше. 

Тут надо сказать пару слов про само мероприятие. Волок.Самоволка это такая импровизация по культурным точкам на карте. Трек есть, но в некоторых местах он может быть немного не актуальным. Т.e. когда-то кто-то проезжал и было норм, но это могло быть пару лет назад. Это не Волок.Выходной где Алексей Мочалов накануне прокатывает маршрут и предупреждает обо всех засадных местах. Тут меньше рубилова в лесу, больше проселочных дорог и асфальта и больше «культурных точек». Такая своеобразная экскурсия по мало-известным местам. Но с элементами экстрима.
При этом, на брифинге Алексей четко предупреждал «если начинается жесть и надо рубится с лебедкой, то вам туда не надо, ищите объезд». Но «жесть» понятие очень растяжимое…

Старейший завод в России

Дугнинский завод один из старейших в России, ему больше 300 лет. Впервые завод упоминается в 1689 году в связи со строительством здесь «железной кузницы» — в Калужской области было больше 40 месторождений каменного и бурого угля. Дугнинские мастеровые отлили для российского флота якоря и цепи, пушки и ядра, картечь применяемые в Северной войне против шведов русской армией.

А вот что осталось от завода…
В настоящее время предприятие носит название «Дугнинский механический завод». В 2015 году предприятие признано банкротом. А в 2017 году владельцами был снесен корпус литейного цеха, являющийся памятником архитектуры.

На воротах красуется баннер «продается», забор снесен; Но не понятно почему и зачем — то ли пытались новый построить, то ли просто все сравнять с землей… Охранник есть, но когда я с детьми гуляла по территории просто посмотрел на нас издалека и скрылся дальше в будке… Собаки вежливые — везде проводили, ни разу не гавкнули.

А на территории уникальный храм Петра и Павла, который с первого взгляда с трудом отличим от прочих построек. Вот такая вот промышленность и исторические ценности.

Дальше в Дубну. Но не ту, которая на Севере, а в ту, что в Тульской области. Вы, наверное, уже поняли, что тут процветала промышленность. Так и в Дубне 1828 году Петр Иванович Мосолов построил дом напротив своего чугунолитейного завода. До недавнего времени дом был жилой — переоборудован под 22 квартиры. Но сейчас тут делают музейный комплекс, особняк отреставрирован, но пока еще закрыт для посещения. 

А напротив вот такое чудо инженерной мысли

Никола-Жупань

Попетляв дальше по полям и селам приезжаем в Никола Жупань… Нет, мы не во Франции. Это все еще Тульская область.

Название «село Жупан» впервые упоминается в документах 1566 года. В конце 18 века владельцем стал генерал-майор Чичерин, супруга которого была из знаменитого рода Демидовых. В начале 19-го века их дочь вышла замуж за генерала Александра Мирковича, который являлся декабристом и героем Отечественной войны 1812 года. Именно он в 1851 году закончил здесь строительство главного дома своей усадьбы с стиле классицизм.

Здесь была сельская школа, времена Великой Отечественной Войны в усадьбе была конюшня, дом отдыха литераторов (тут Пастернак отдыхал), детский домом, потом общежитие для сотрудников детского дома… А сейчас вот так

В 2007 года в безвоздмездное пользование на 47 лет усадьба передана фонду, организованному наследниками Мирковича. Легенда была в том, что тут будет музей. Но денег на восстановление нет и музея тоже нет.

Городище Хочуравль

Ну а самое интересное, как водится, начинается ближе к вечеру. По треку все легко — вот она прямая синяя линия по вырубке в лесу… А по факту оказывается, что дороги нет.

Естественно, слова организатора «если начнется жесть, то вам туда не надо» не имеют никакого значения когда цель так близко! да и не понятно, жесть началась или еще нет… А ведь если дороги нет, то нет и жести, так?

Короче, под девизом «ни шагу назад» мы плутали в лесу часа три пытаясь найти дороги в объезд болота…

Не нашли.

Пришлось вернуться назад и за 20 минут доехать до лагеря. В этот раз лагер рядом с деревней Федящево у городища Хочуравль. Время основания – около IV века нашей эры. Городище мысового типа, то есть построено было на обрывистом мысу и отделено от материка рвом и валом высотой до 4 метров. Высота над Окой 25 метров. Погиб город в XI веке. Из примечательных находок, сделанных тут археологами, можно назвать два арабских дирхема 815 и 900 годов. Снизу почти ничего не видно — все заросло лесом. Но с верху мыс очень четко прослеживается.


На следующий день названия были уже более знакомые — Мценск — Волхов — Белев — Одоев. Тут уже все более привычно и почти все по асфальту. Поэтому без особых подробностей просто покажу несколько картинок.

Мценск. Внимательные тут тоже могут разглядеть городище.

Белев. Тут вкусная пастила. А монастырь восстанавливают уже лет 5, ну почти закончили.

Анастасов монастырь рядом с Одоевым.


Почему надо было плутать по лесам? Простой ответ — потому что можем. Ну и еще потому что хочется. Потому что это выброс адреналина. Способ перезагрузить мозг и кардинально сменить вид деятельности. Немного выйти из зоны комфорта. Чтобы потом с наслаждением и чувством удовлетворения войти в нее обратно.

А еще маршруты от Alexey Mochalov это всегда интрига. Когда я сама готовлю трек поездки я уже примерно знаю где и что нас ждет. Тут же каждая новая точка на карте становится открытием и сюрпризом. И от этого интереснее!

Итого за два дня выходных +900км на одометре.

Центрировать карту
Движение
На велосипеде
Проездом