Вот так бывает, живешь, радуешься и снимаешь на свою камеру, и кажется что все устраивает. Снимки получаются красивыми, каждое нажатие на кнопку спуска затвора радует, пользоваться легко и удобно. Можно даже позволить себе шалости вроде съемки пейзажа на ISO 3200, которых никто из зрителей не заметит, просто потому что матрица молодец.

Можно даже делать вид, что ты вообще обычный турист и фотографируешь свои ноги на фоне мостовой, а не очередной кадр с отражением всего в луже, который потом отправится на какой-нибудь конкурс или статью в журнал. Можно даже умудрится слетать в отпуск с двумя детьми и всем фотооборудованием взяв с собой только один рюкзак в ручную кладь. А потом тебе говорят — “а у нас вышла новая камера! И все стало еще лучше!”.

Тут как всегда, есть несколько стадий — сначала скепсис и отрицание в духе “куда уж лучше то?”, потом принятие — “ну сделали и молодцы”, но все меняется стоит только подержать камеру в руках.

Если честно, после анонса моей первой мыслью было “и ради этого надо было выпускать новую камеру?”.
Сами посмотрите:

  • 26.1 МП матрица (против 24МП в X-T2
  • Возможность съемки 4K видео до 60p. Круто и звучит внушительно, но видео меня не очень волновало, поэтому на этом пункте я не стала заострять внимание.
  • Съемка 11 кадров в секунду (до 20 кадров в секунду с электронным затвором)
  • Улучшенная работа автофокуса.
  • Специальный режим Sport Mode который позволяет делать до 30 кадров в секунду, но изображение будет кадрировано
  • Новый процессор X-Processor Pro 4
  • И, чуть не забыла, сенсорный дисплей и встроенный Bluetooth

Еще был добавлен режим Color Chrome и возможность добавления цветных фильтров к режима модуляции пленки Acros и Monochrome.

Fujifilm X-T3
Внешне все осталось практически так же как Fujifilm X-T2 — есть отдельный диск сверху для управления экспокоррекцией, диск для выдержки и диск для ISO — на мой взгляд самая удобная реализация органов управления, которая позволяет управлять параметрами камеры вслепую и не задумываясь. Изменить один режим съемки на другой можно очень быстро, а значит вы сможете быстро отреагировать и на любой сюжет и ситуацию. Удобный джойстик для выбора точек фокусировки остался на своем месте под большим пальцем. Для более быстрой передачи фотографий и управления со смартфона добавили поддержку Bluetooth, а значит можно прямо во время съемки записывать gps данные в снимки.

Все как бы так же как X-T2, но почти по всем параметрам лучше. Вот такой вот парадокс, который не замечаешь при рассматривании скучных колонок цифр с технических характеристиках. Но разница чувствуется уже в первых кадрах.

Держишь камеру в руках и понимаешь что это цельный механизм в котором нет ничего лишнего и все органы управления находятся на своих местах. Регулировка выдержки, iso, экспокоррекция именно там где должны быть в нормальной камере — их можно выставить еще до включения камеры и они всегда перед глазами. Становится очень приятно, что разработчики не просто попытались создать какой-то абстрактный “дизайн”, а постарались сделать все максимально удобным для реальной работы.

Сама камера относительно компактна — с одной сторону она достаточно небольшая, чтобы не вызывать недоверия у охранников и людей, которых вы хотите сфотографировать на улицах, а с другой — по функционалу даст фору многим своим большим и полнокадровым коллегам.

Но это все субъективная лирика, давайте теперь объективно порассматриваем картинки, которые я наснимала за полторы недели.
В качестве иллюстрации используются jpeg и raw файлы. Jpeg внутрикамерный, с настройками sharpening -3, noise reduction -3. Raw файлы проявлены в Capture One c отключенными параметрами добавления резкости и шумоподавления.

Capture One теперь полностью поддерживает работу с камерами Fujifilm, кроме этого 17 октября вышло обновление Adobe Lightroom и Camera Raw с поддержкой X-T3.
На большинство фотографий можно кликнуть и посмотреть в полном размере.

Серийная съемка и автофокус.

Сначала сухие технические детали — в Fujifilm X-T3 425 точки автофокусировки, расположенных по всему полю кадра. Если опираться только на эти цифры, то кажется что все осталось так же как было в Fujifilm X-T2. Но дьявол кроется в деталях. В X-T3 датчики фокусировки комбинированного типа (сочетающие и фазовый и контрастный автофокус) расположены по всему полю кадра, а в X-T2 фазовые датчики были только в центральной области. А это значит, что следящий автофокус стал более цепким и стабильным особенно при серийной съемке и съемке видео.

С серийной съемкой тоже произошли улучшения. Если в X-T2 скорость съемки в 11 кадров в секунду была доступна только с батарейной ручкой, то в X-T3 можно снимать 11 кадров в секунду без батарейной ручки.

Знаете зачем снимать как машина проезжает брод? Чтобы потом понять в какой момент отвалился номер.


Все эти 32 кадра уложились в 3 секунды.
Номер в этот раз не отвалился, но из кадров серийной съемки можно собрать забавный мультик.
Ну а автофокус следит и радует.

В дополнение к этому есть режим съемки Sport Finder Mode в котором камера может снимать до 30 кадров в секунду с электронным затвором, но с кадрированием фотографии. В этом случае в видоискателе будет рамка кадрирования, а сам кадр получится размером 4992×3328 пикселей (примерно 16.6МП).

В X-T3 существенно расширены настройки автофокуса, так теперь следящий автофокус, имеющий функцию распознавания лиц и слежения за глазами работает намного четче, чем в X-T2.
Опять же, тестируем на детях.

Это сумерки, довольно высокое ISO и ребенок на качелях. Какой-то более сложной ситуации по съемке с лицом я придумать не смогла. Наверное, сложнее только какой-то ночной клуб с дым-машиной и прыгающими людьми 🙂 Короче, несмотря на все мои ухищрения и задранное ISO фокус все равно на лице. И это не единственная серия. Я сделала около сотни кадров, но показывать их все было бы слишком жестоко.

И из всех 100 снимков фокус промазал только на одном — там где ноги практически “приехали” мне в объектив. При этом, на других аналогичных кадрах с ногами все было нормально. И это дает мне повод считать тест с автофокусом пройденным — действительно цепляется и следит за чем сказали.

Кроме следящего автофокуса самого по себе, тут есть куча настроек и “пресетов” под разные съемочные ситуации — вбегающий человек, внезапно начинающееся движения, движущийся автомобиль и прочие варианты, отличающиеся скоростью и направлением движения.

Я тестировала самый простой вариант — просто следящий автофокус при серийной съемке.

Fujifilm X-T3 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/2.8 | 44.1mm | 1/500s | iso 6400

Качество снимков

В Fujifilm X-T3 используется X-Trans-CMOS матрица 4-го поколения с обратной засветкой. Конструктивная особенность матрицы в том, что воспринимающая свет поверхность находится ближе к объективу. Кроме этого в ней нет фильтра низких частот. Это все приводит к тому, что сокращается расстояние от передней линзы объектива до матрицы, светопотери меньше, а значит на матрицу попадает больше света. Ну а заодно конструктивные особенности матрицы позволили реализовать минимальное ISO 160 (в X-T2 было доступно только в режиме пониженного ISO). Кроме этого, матрица с обратной засветкой позволяет снизить уровень шума и повысить динамический диапазон.

Благодаря своему строению матрица будет намного лучше поддерживать будущий объектив в диафрагмой f/1.0, стандартное минимальное iso получилось сделать 160 (в матрицах предыдущих поколений минимальное стандартное ISO 200), минимизировать шумы и сделать матрицу более устойчивой к бликам.

Картинка в идеальных условиях съемки про детализацию

Jpeg raw

Fujifilm X-T3 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/5.0 | 10.0 mm | 1/750s | iso 160

И raw и jpeg тут вполне достойный, но если присмотреться, то можно заметить небольшую разницу в детализации и тоновом диапазоне. RAW чуть более детализированный (но тут надо вспомнить, что для внутрикамерного jpeg у меня стоит sharpening -3) и сами цвета кажутся более объемными. Но, если вы снимаете в Raw, значит точно понимаете зачем вы это делаете, для большинства съемочных задач и ситуаций будет вполне достаточно JPEG, особенно если настроить его по своему вкусу.
Кроме этого, даже если вы ни разу в жизни не “проявляли” raw вы все-равно можете снимать в этом формате, а потом гибко обрабатывать фотографии прямо в камере экспериментируя с разными настройками и цветовыми профилями.

Теперь давайте посмотрим, что будет происходить если повышать ISO.
В качестве примера будет вот такой снимок


Fujifilm X-T3 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/5.0 | 20.0 mm | 1/300s | iso 160

Теперь вырежем из этого кадра 100% кусочек по центру

iso

jpeg

raw

Iso 160

Iso 200

Iso 400

Iso 800

Iso 1600

Iso 3200

Видно, что вплоть до ISO 3200 ни цветового ни яркостного шума практически не заметно. Даже на сыром raw. При этом внутрикамерный jpeg выглядит чуть более замыленным, но и менее шумным чем raw файл из Capture RAW даже несмотря на отключенную в камеру функцию шумоподавления. Но если вы не планируете потом как-то обрабатывать снимки то тут, традиционно для камер Fujifilm, внутрикамерный jpeg вполне достоин. Для меня же показывать “просто внутрикамерный jpeg” сравни тому как если выйти на улицу полуодетой. Так что в этой статье приходится себя немного пересиливать ради “науки”.

Немного усложним задачу.
Cумерки, смешанный свет, iso 6400


raw

jpeg

На небольшую шевеленку не будем обращать внимания, в данном случае самое интересное — это уровень шума.

Все тоже самое, но уже iso 12800

RAW. jpeg

Fujifilm X-T3 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/4.0 | 10.0 mm | 1/40s | iso 12800

Вообще, такие сюжеты принято снимать со штатива. Но оказывается, есть и другой способ. Да, это iso 12800, но как видите, вполне можно снимать ночью, с рук. Да, придется держать камеру покрепче и открыть диафрагму пошире. Но шум не настолько сильный чтобы сделать съемку невозможной. Ну а если картинку потом еще и уменьшить и грамотно поработать с шумом в редакторе то никто не заметит подвоха.
Динамический диапазон


Внутрикамерный jpeg. Матричный экспозамер. Режим
приоритета диафрагмы

Raw после вытягивания светов и теней в

Fujifilm X-T3 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/16.0 | 53.3mm | 1/75s | iso200

Из теней тут тянется вообще все. Мне кажется, можно смело снимать с недодержкой в пару стопов и потом просто вытягивать тени если нужно. А вот динамический диапазон в светах обычный. Да, света можно вытянуть, но тут уже никакой магии не происходит. Все так же как в других камерах. В верхнем примере видно, что область вокруг солнца, конечно, немного восстановилась, но могло бы быть лучше. Если пример не такой экстремальный, то света восстанавливаются нормально.

Необработанный raw

Восстановление деталей в светах в C1

Fujifilm X-T3 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/4.0 | 14.5 mm | 1/58 | iso 800

А вот тени можно тянуть, практически, сколько угодно. И самое приятное, за это почти ничего не будет (конечно, если не снимать на ISO6400).

Вот пример







Fujifilm X-T3 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/4.5 | 15.9mm | 1/680s | iso 160

Еще один немаловажный нюанс — в предыдущих матрицах Fujifilm в контровом и боковом свете иногда появлялись артефакт в виде решетки, повторяющей структуру матрицы. Правда, я их смогла увидеть только после того как начала специально искать, и пропадает такая решетка если сдвинуть камеру относительно света буквально на пару миллиметров, но возмущений в социальных сетях по этому поводу была масса. В X-T3 такой проблемы нет. Я не смогла найти, хотя двигала и камеру и так и сяк относительно света.


raw

jpeg

Fujifilm X-T3 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/16.0 | 50.0mm | 1/125s | iso 400

Цветовые профили

Красивые и гармоничные цвета всегда были отличительной особенностью камер Fujifilm. В принципе, это не удивительно — ведь сказывается 80-ти летний опыт в производстве фотопленок.
Можно сразу снимать с нужным цветовым профилем, а можно потом экспериментировать при raw конвертации в камере.


Provia

Velvia

Astia

Classic Chrome

Pro Neg Hi

Pro Neg St

Eterna

Acros

Monochrome

Sepia

В дополнение с режимам модуляции пленки, которые есть в X-T2 в X-T3 появилась возможность применять тонировки при съемке в режимах Acros и Monochrome.

При этом, оттенок тонировки можно выбрать самостоятельно на шкале от желтого к синему c 9-ю градациями в каждую сторону. Соответственно, самый холодный это -9, самый теплый +9.

Получается вот так.

Acros, Warm +9 Acros, Cool -9 Acros
Еще одной фишкой в работе с цветом стал эффект Color Chrome. Он позволяет получить глубокие цвета с большей градацией цвета при фотосъемке высоконасыщенных сюжетов. При этом можно регулировать степень эффекта в настройках.
Color chrome strong Color Chrome weak Color Chrome off

Съемка видео

Я не очень большой специалист в записи видео. Точнее даже не так, все мои попытки в записи видео ограничиваются записью Stories в Инстаграмм и скрин-кастам экрана для курсов и мастер классов. Поэтому рассуждать про цветопередачу, битрейт, профили для видео я не могу. Знаю что в X-T3 можно воткнуть внешний микрофон и что он отлично следит за лицом по время съемки видео.

А еще в спецификациях пишут, что камера умеет писать видео 4K/60P 10bit (вроде как это круто и все видеографы прутся), есть поддержка F-log, режима модуляции Eterna в видео. Кроме этого, скорость считывания с датчика была увеличена и теперь она составляет 17ms и это позволяет минимизировать эффект rolling shutter.

На Photokina 2018 я подрабатывала в качестве мобильной стойки для камеры в то время как Владислав Сабатовский снимал ролики для своего канала https://www.youtube.com/user/st202ru/videos.

Влад ходил, говорил умные мысли, приставал к людям с каверзными вопросами, а я ходила за ним с Fujifilm X-T3 и пыталась сделать так чтобы мои руки не очень тряслись (Влад сказал, что получилось отлично, но это он мне льстит, скорее всего)

То что получилось у Влада и что он думает о камере и ее возможностях видео можно посмотреть

Я же просто заметила, что даже в толпе людей (а толпы там были знатные), даже за целеустремленно бегущим куда-то Владом автофокус цеплялся и даже не пытался перескакивать куда-то.

Но я честно сняла для вас эпичный блокбастер про Toyota FJ Cruiser и грязь. Не знаю сможете ли вы оценить работу камеры с видео по этому ролику, но операторская и актерская работа в этом ролике на высоте.
DSCF9908
Видео, пожато от оригинального размера. Если честно, не очень понимаю куда и как надо выложить видео ролик чтобы показывалось с оригинальном качестве и нужно ли это кому-нибудь.

Сравнение Fujifilm X-T3 и Fujifilm X-T2

Внешние отличия между X-T2 и X-T3 практически неуловимы. Камера в таком же цельном магниевом корпусе, все органы управления остались на тех же местах, что и в X-T2.

Как сказал главный дизайнер Masazumi Imai Fujifilm на презентации — “X-T2 получился настолько идеальным и удобным, что мы решили даже не пытаться сделать дизайн камеры лучше”.

Но если немного присмотреться несколько отличий все-таки можно найти:

  • В отсеке с разъемами для микрофона и hdmi “опознавательные надписи” переместились с крышки на накладку ближе к разъемам.
  • Колесико корректировки экспокоррекции стало чуть-чуть выше и чуть-чуть меньше в диаметре.
  • Все диски управления (выдержка, iso и экспокоррекция ) стали прокручиваться чуть более туго и с более заметными “щелчками”. В принципе, у меня и на X-T2 ничего самопроизвольно не прокручивалось, но теперь уже точно не будет. Плюс к этому удобнее стало управлять камерой вслепую и ориентироваться по “щелчкам”.
  • Вспомогательные колесики на передней и задней поверхностях тоже стали вращаться с более заметными “щелчками”.
  • Кнопочки стали чуть более выпуклыми.
  • Дисплей теперь поддерживает управления жестами

Из изменений, которые не заметны невооруженным взглядом

  • 26.4 МП c матрица с обратной засветкой просто 24МП и матрицы X-Trans III
  • В 4 с лишним раза больше пикселей фазовой детекции автофокуса
  • Добавлен режим съемки Color Chrome и возможность использовать фильтры в режимах Acros и Monochrome
  • Куча улучшений и плюшек для видеографов

Автофокус, действительно стал более цепким, да и в целом камера работает быстрее. X-T2 был быстрый и у меня не вызывал никаких проблем, но X-T3 еще быстрее. В скорости фокусировки в сложных условиях это очень заметно.
Про возможности видео ничего не скажу, но те видеографы мнение которых я слышала проявляли к камере очень большой интерес и были довольны ее возможностями.

Я же могу только поразглядывать пары фотографий. Напомню, что все приведенные ниже примеры это raw, сконвертированные в Capture One с отключенным шумоподавлением и резкостью. На картинки можно кликнуть и посмотреть в полном размере.


Fujifilm X-T2 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/5.0 | 30.2 mm | 1/120 | iso 800

Fujifilm X-T3 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/5.0 | 24.0 mm | 1/125 | iso 800

Заметила одну интересную вещь, при одинаковых настройках съемки кадр с X-T3 получается примерно на треть стопа светлее, чем с X-T2, а значит при съемке вы можете ограничится немного меньшим ISO, или чуть более короткой выдержкой, или чуть более закрытой диафрагмой.
Ну и теперь нет артефактов в виде сетки при неудачном попадании бокового солнечного света на матрицу. Об этом писала с примерами чуть раньше.

А вот примеры работы обоих камер на высоких ISO. Raw файлы с отключенным шумоподавлением и без добавления резкости.


Fujifilm X-T2 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/5.6 | 16.0 mm | 1/160 | iso 3200

Fujifilm X-T3 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/5.6 | 16.0 mm | 1/160 | iso 3200

Fujifilm X-T2 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/4.0 | 16.0 mm | 1/85 | iso 6400

Fujifilm X-T3 | XF10-24mmF4 R OIS | ƒ/4.0 | 15.9 mm | 1/90 | iso 6400

Fujifilm X-T2XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/2.8 | 16.0 mm | 1/140s | iso12800

Fujifilm X-T3XF16-55mmF2.8 R LM WR | ƒ/2.8 | 16.0 mm | 1/110s | iso 12800

Выводы

Вообще, очень интересно и захватывающе наблюдать за прогрессом и развитием системы — когда беззеркалки Fujifilm только появились на рынке около 6 лет назад, они были больше хипстерской и имиджевой вещью — выглядит стильно, фотографии получаются хорошие, но для профессиональной работы не хватает скорости и разнообразия оптики. Теперь же по скорости серийной съемки и работе автофокуса Fujifilm уделывает многих полнокадровых флагманов, а парк объективов постоянно расширяется и там появляются, действительно интересные решения, одно наличие которых может заставить сменить систему. Я имею в виду анонсированный объектив XF 33mm f/1.0 или космический XF 8-16 f/2.8. Ну а по качеству изображений матрицы Fujifilm еще давным давно уделывали многих больших и черных товарищей (я проверяла) и все становится только лучше. Технологии постоянно развиваются и наличие зеркала уже не является признаком профессионализма, оно никак не влияет на качество получающихся изображений, на скорость работы автофокуса и скорость серийной съемки. Это просто конструктив, который остался в наследство от пленочных камер.

Наверное, один из самых распространенных вопросов относительно камер Fujifilm это “а когда Full frame будет”. Но мне кажется, не нужен он тут. Какая разница какой там кроп-фактор у матрицы, если по качеству снимков все так же хорошо, или намного лучше, чем у многих фуллфреймов? Ну а для тех кому хочется побольше есть Fujifilm GFX50.

Итак, что в сухом остатке? Традиционно очень стильный и удобный в реальном использовании флагман, полностью оправдывающий это звание. Очень быстрый, с хорошим качеством видео и кучей профессиональных фишек для видеографов, фирменной цветопередачей, отличной работой на высоких ISO и всеми наворотами, которые должны быть в современной камере (имею в виду тачскрин, wifi, bluetooth).
Fujifilm X-T3 производит очень цельное впечатление. Все органы управления четкие и расположены на своих местах.
В любой обзоре должна быть ложка дегтя, но я не могу ее придумать. Писать что батарейки хватает всего 390 кадров было бы слишком банально, потому что у всех беззеркальных камер так (за небольшими исключениями). Кроме того, можно подключить батарейный блок и батареек будет уже три.

Знаете, бывают вещи которые берешь в руки и сразу понимаешь, что инженеры вложили весь свой талант и силы и получилось качественно и достойно. Так и тут, сразу понимаешь, что в руках вещь. И камерой реально хочется пользоваться. У меня было такое с самыми первыми камерами Fuji, которые только попали ко мне в руки — мне физически хотелось нажимать на кнопку спуска затвора и я получала удовольствие видя как на экране камер меняется картинка в зависимости от композиции или выставленных параметров. Сейчас этот восторг уже немного притупился и качественная техника воспринимается как должное. Я просто не понимаю как может быть иначе. И когда мне в руки попадают другие камеры я каждый раз удивляюсь как можно было сделать такую неудобную штуку, которая не вызывает никаких эмоций.