Эту камеру ждали очень давно. Многие думали и гадали какой будет новая реинкарнация  самой продаваемой модели Fujifilm — X-T10. А маркетологи Фуджи сделали все, чтобы максимально подогреть интерес публики. Самая ожидаемая и массовая модель поступила в продажу последней. Сначала обновился флагман X-Pro2, потом второй флагман X-T2 ( в компании Фуджифильм позиционирует обе эти камеры как флагманские модели, отличающиеся целевой аудиторией). И, уже после анонса и открытия предзаказа на средне-форматную Fujfilm GFX50s, X-T20 выпустили в свободное плавание на рынок и она наконец-то смогла попасть страждущим фотографам в руки.

X-T20 пришла на смену компактной и легкой X-T10. Самые главные изменения произошли внутри, внешне две камеры очень похожи. X-T20 получила ту же матрицу X-Trans CMOS III что и X-T2 и X-Pro2 и новый процессор X-Processor Pro, который в 4 раза быстрее чем предыдущий. Выходит что мы получаем возможности флагмана в компактном корпусе и за меньшие деньги? Давайте разбираться по порядку.

Отличия Fujifilm X-T10 и X-T20

Внешне X-T20 будет сложно отличить от X-T10. Единственное визуально заметное отличие заключается в положении кнопки Fn и кнопки записи видео.

Расположенная под правым большим пальцем, в X-T10 кнопка Fn в X-T20 переехала на верхнюю панель вместо кнопки записи видео. А запись видео в X-T20 включается теперь с помощью селектора выбора режимов. Такое незначительное изменение позволило сделать управление камерой более удобным и интуитивно понятным.

Остальные отличия на глаз не заметны, они это не значит, что они не существенные. Камера не только получила новую матрицу и процессор, изменения коснулись системы фокусировки, быстродействия, размера буфера.

Вместе с матрицей от флагмана X-T20 получил возможность устанавливать ISO вплоть до 12800, а расширение ISO до 51200 доступно теперь и при съемке в RAW. В то время как, X-T10 имеет диапазон ISO от 200 до 6400 и возможность расширения до 12800, 25600 или 51200, но расширенные значения будут работать только при съемке в JPG.

В X-T20 реализована возможность сохранять изображения в виде сжатых без потерь RAW файлов, что позволяет существенно сэкономить место на карте памяти. В среднем сжатый файл весит 25МB, а вес несжатого достигает 50МB, в то время как в X-T10 можно было сохранять только raw файлы без сжатия размером 33МБ.

В большинстве съемочных ситуаций и если нет необходимости вытягивать больше 3 стопов экспозиции из RAW файла разницы между несжатым raw и сжатым без потерь Вы не обнаружите. Чаще всего со сжатыми файлами чуть медленнее работают программы конвертации, но зато существенно экономится место как на карте памяти так и на жестком диске с архивом.

Вся система автофокуса в X-T20 была существенно доработана, в целом X-T20 стала заметно быстрее по скорости фокусировки  и съемки, чем X-T10.

Напомним, что X-T10 имеет 49 точек автофокуса (9 из них с фазовой детекцией) и в зависимости от выбранного режима эта точки делятся на сетку размером 7х11.

В новой камере количество точек фокусировки было увеличено до 91 по всей площади сенсора (49 с фазовой детекцией), которые расположены в виде сетки 7×13. Сетку можно расширить до размера 13×25 (с  325 точкам), но они будут доступны только в режиме точечной фокусировки. Аналогичная система фокусировки используется в флагмане X-T2

Более быстрые и точные пиксели фазовой детекции покрывают 50% (по горизонтали) и 75% (по вертикали) кадра. При этом можно выбрать режим точечной фокусировки или зонный автофокус.

Благодаря использованию нового процессора удалось увеличить скорость серийной съемки. При использовании механического затвора и X-T10 и X-T20 снимают со скоростью 8 кадров в секунду. Если переключиться на электронный затвор, то можно использовать скорость съемки 11 или 14 кадров в секунду. Также, доступно понижение скорости съемки до 3 или 5 кадров в секунду (в X-T10 можно было выбрать только 3 кадра в секунду).

Размер буфера тоже был увеличен:  при скорости 8 кадров в секунду в буфер помещается 62 кадра в формате jpeg и 25 сжатых raw файлов, в то время как X-T10 позволяла записывать всего 8 кадров в буфер.

По сравнению с моделями-предшественницами время затемнения в видоискателе при серийной съемке существенно сократилось, что сделало возможным снимать продолжительную непрерывную съемку, не теряя объект в видоискателе.

Дисплей в Fujifilm X-T20 стал большего разрешения при таких же физических размерах: 1,04 млн точек против 920 тысяч в X-T10. Дисплей поворачивается в одной плоскости, так же как и в предыдущей модели, но получил функцию touch screen, которая позволяет просматривать снимки, управлять камерой и вести съемку с помощью жестов.

fujifilm_xt20_touch_screen

Fujifilm X-T20 и Fujifilm X-T2

Х-Т20 имеет такую же матрицу и процессор, как и X-Т2 —  снимки с этих двух камер не будут отличаться по качеству. На первый взгляд может показаться, что камеры отличаются только корпусом и эргономикой, но это не совсем верно. Отличий немного больше.

Корпус у X-T20 легче и компактнее, чем у X-T2, и он  выполнен не в виде цельной конструкции из магниевого сплава. Благодаря более компактным размерам X-T20 больше подойдет для использования с легкими и небольшими объективами.

Управление ISO вынесено в меню, а не на отдельный диск как сделано в флагмане. Такой подход кажется не очень удобным, но это только до тех пор, пока не вспоминаешь о возможности программирования кнопок и управляющих дисков.

В отличие от X-T2 в X-T20 отсутствует джойстик выбора точки фокусировки. В этой модели управление точкой фокусировки возложено на управляющие клавиши, что тоже очень удобно, наглядно и быстро.

Слот для одной карты памяти ( у X-T2 2 карты памяти) находится в батарейном отсеке. А гнездо для штатива не совпадает с осью объектива.

Основные отличия X-T20 от флагмана X-T2 представлены в таблице:

X-T20 X-T2
Видоискатель 0,39 дюймов 0.5 дюйма
4к видео 10 минут 30 минут
Пыле и влагозащита +
Цельный магниевый корпус +
Синхроконтакт для вспышки +
Сменный наглазник +
usb Usb 2.0 Usb 3.0
Механический затвор 1/4000 сек 1/8000 сек
Плоскости наклона дисплея 1 2
Сенсорный дисплей +
Возможность использовать батарейный блок +
Буфер серийной съемки 83 jpg 62 jpg
Следящий автофокус 5 предустановленных режимов Гибкая настройка
Управление с ПК +
Вход для микрофона +
Карты памяти 1 SDНС 2 SDНС

 

Из таблицы видно, что основные отличия коснулись скорости серийной съемки и настроек автофокуса, но сама камера получилась дешевле, легче и компактнее флагмана при том же качестве снимков. И ее возможностей с лихвой хватит для большинства съемочных ситуаций.

В X-T20 используется такая же система автофокуса что и в X-T2, но с немного ограниченным функционалом. Если в X-T2 пользователю доступны гибкие настройки режимов работы следящего автофокуса, то в X-T20 они реализованы в виде 5 предустановок. Кроме этого, реализована функция распознавания лиц.

Режим серийной съемки отлично подойдет чтобы фотографировать людей на улицах. При этом, откидной дисплей и функция спуска затвора с помощью touch screen  позволяют вести съемку не привлекая к себе внимания — люди просто не будут догадываться, что вы их снимаете, ведь камеру вы держите в руках и не подносите к лицу. А большого разрешения и детализации матрицы хватит для получения качественных видовых и открыточных снимков.
Все органы управления расположены и сконструированы таким образом чтобы камеру было удобно держать одной рукой и менять основные параметры практически вслепую: экспокоррекция на отдельном диске, диафрагма на объективе, режим серийной съемки или брекетинга по экспозиции тоже на диске, выдержка изменяется с помощью поворота селекторного колеса . При этом, все управляющие диски переключаются с четкими кликами, а значит можно выставлять значения не глядя на них. Благодаря этому фотограф сможет максимально быстро среагировать на изменение съемочной ситуации и не тратить драгоценное время на копание в меню и настройку камеры.

Качество снимков

Практически к любой эргономике и органам управления можно привыкнуть —  можно все время снимать через видоискатель и не пользоваться дисплеем, можно натренироваться быстро изменять настройки камеры и выучить структуру меню.  Тем более, можно не пользоваться touch screen. Можно тренировать руки и шею и носить более тяжелую и громоздкую камеру.

Но на качество получаемого изображения повлиять невозможно. Самыми важными параметром, по которому стоит оценивать ту или иную камеру является детализации и количество шумов. Затем можно выделить скорость серийной съемки и точность системы автофокуса.

Все сделанные снимки, в случае если не указано иное, сняты в формате RAW и сконвертированы в Adobe Lightroom CC с настройками по умолчанию.

Детализация

Детализацию будем изучать на сконвертированных в Adobe Lightroom RAW файлах. Многие фотографы склонны считать, что Adobe не очень хорошо делает демозаику для матриц Fujifilm и для получения более качественного результата лучше использовать родной конвертер. Но из всех известных мне конвертеров Adobe Lighroom (или Camera Raw, что с точки зрения алгоритма конвертации одно и тоже) обладает самыми широкими возможностями, которые оказываются намного важнее микро-резкости при обработке большого количества изображений.

Поэтому будем реалистами живущими в неидеальном мире и посмотрим снимки которые получаются при конвертации из raw с настройками по умолчанию в самом массовом raw конвертере.

ISO 200 | 21.3 mm | f/5.6 | 1/140 сек

 

100% фрагмент из середины кадра.

Видно, что с детализацией все в порядке, при 100% увеличении, видно все складки на костюме мужчины.

 

После корректировки контраста, точек белого и черного и исправления перспективных искажений можно получить вот такую картинку, которая по качеству будет не хуже того, что получается при съемке на зеркальные камеры, а во многих случаях намного лучше.

Немного усложняем задачу и поднимаем ISO

ISO 400 | 55 mm | f/5.6 | 1/900 сек

 

Детали на газоне и все ветки деревьев на заднем плане различимы.
Из следующий примеров, снятых на ISO 800 — 3200 видно, что детализация остается высокой даже при съемке с недостатком света.


 ISO 800 | 16 mm | f/5.0 | 1/140 сек

 ISO 1600 | 30.2 mm | f/5.0 | 1/320 сек

 ISO 3200 | 40.1 mm | f/5.6 | 1/4000 сек

Из приведенных примеров видно, что даже на высоких значениях ISO детализация сохраняется и качество изображения остается на высоте. Если пристально рассматривать приведенные изображения со 100% увеличением, то может пожет показаться что нет звенящей микро-резкости. Тут надо вспомнить, что файлы сконвертированы в Adobe Lightroom, да и микро-резкость и детализация немного разные понятия. Резкость добавляется либо одной командой в Photoshop, либо ползунками при конвертации. Самое главное, что все детали в изображении на месте. Если в конвертере или при пост-обработке чуть-чуть добавить резкости, то оно станет идеальным.

ISO

Новая матрица X-Trans CMOS III получила диапазон ISO от 200 до 12800 с возможностью программного расширения до 51200. Но цифры на бумаге это не показатель. Важно не то, насколько большое значение удалось вписать в список технических характеристик, а то, какой уровень шума получается при этом и можно ли снимки, сделанные на высоких значениях ISO, потом где-то использовать. От картинки где за шумом нельзя рассмотреть деталей или от той, где шум вносит очень сильную цветовую составляющую и искажает цвета толку мало.

Давайте теперь посмотрим на что способна Fujifilm X-T20 с точки зрения качества снимков.

Для этого теста специально подобран сюжет с большим количеством мелких элементов, чтобы можно было оценить потерю детализации на высоких значениях ISO.

ISO 12800 | 16mm | f/5.0 | 1/3500 сек

Рассмотрим фрагменты со 100% увеличением, взятые из центра кадра.

Видно, что даже на ISO 6400 уровень шума остается приемлемым и не раздражающим. Даже на максимальном ISO 12800 цвета не искажаются, цветовая составляющая шума мала, а сам шум имеет довольно органичную структуру, больше напоминающую пленочное зерно, чем цифровой шум.

Возможность программного расширения iso до 51200 позволяет вести съемку при минимальном освещении или его полном отсутствии, но это уже совсем крайность.

ISO 51200 | 16mm | f/5.0 | 1/3500 сек

По уменьшенному для интернета изображению даже не сразу скажешь, что это снято на запредельном значении ISO, все детали сохраняются и общее качество картинки остается вполне приемлемым.

При 100% увеличении, несмотря, на наличие цветового и яркостного шума детали различимы.

Динамический диапазон.

И городская и пейзажная съемки обычно подразумевают высококонтрастные сюжеты с большим динамическим диапазоном. Чем выше динамический диапазон и чем больше можно деталей восстановить из светов и из теней, тем меньше головной боли потом будет при постобработке.

В качестве примера рассмотрим высококонтрастный снимок, снятый в режиме приоритета диафрагмы при матричном экспозамере. Здесь наблюдаются и провалы в тенях, и провалы в светах.

Снимок сделан в формате RAW, поэтому важно не то, как кадр выглядит на экране камеры, а то насколько гибким он окажется при обработке.

ISO 200 | 16mm | f/10.0 | 1/420 сек

Посмотрим что можно вытянуть в светах и тенях

-2 EV
+3.25 EV

Видно, что детали и в светах и в тенях удалось восстановить. При этом, наибольший интерес представляет информация, вытянутая из теней, потому что при такой сильной экспокоррекции именно там появляется цифровой шум.

При 100% увеличении видно, что даже при вытягивании теней больше чем на 3 ступени экспозиции детализация сохраняется, а цветовой и яркостный шум практически не появляются.

А вот так может выглядеть обработанный высоко-контрастный городской сюжет после небольшой коррекции в Adobe Lightroom.

Видно, что при сохранении высокого контраста и светотеневого рисунка присутствуют детали и в светах и в тенях, а сам снимок смотрится детализировано.

Еще один пример в контровом свете. Результат после небольшой коррекции в Adobe Lightroom

ISO 3200 | 16mm | f/18.0 | 1/800 сек

Вот такие коррекции были применены к этому кадру, видно, что основные правки заключаются в подстройке контраста и выставлении точки черного и белого. Несмотря на высокое ISO и съемку в контровом свете детали в тенях различимы, а изображение выглядит сбалансированным по цветам и объемным.

ISO 400 | 16mm | f/16.0 | 1/350 сек

Еще один пример высоконтрастного сюжета с солнцем в кадре. Здесь свет от солнца отраженный и перепады яркости получаются уже не такими большими как в предыдущем случае.

Серийная съемка

В режиме серийной съемки и при использовании механического затвора X-T20 способна делать 8 кадров в секунду. А если использовать электронный затвор то можно делать вплоть до 14 кадров в секунду.

Такая скорость съемки позволит поймать нужный момент и не упустить ничего важного. Например, при съемке в городе из кадров, сделанных в режиме серийной съемки, очень удобно выбирать выбирать кадр с единственно верным жестом и расположением персонажей в кадре.

Из приведенной серии снимков видно, что в течении трех секунд удалось сделать 25 кадров, что вполне соответствуем указанной в спецификации скорости съемки 8 кадров в секунду.

При этом, количество снимков, которые можно сделать до того как начнется “притормаживание” зависит от того, какие карты памяти используются. При использовании супер-скоростных карт памяти Toshiba Execia Pro со скоростью записи  260 МБ/с съемку можно вести практически бесконечно.

Следящий автофокус тоже пригодится при съемке в городе — он работает достаточно четко и позволяет держать в фокусе быстро перемещающиеся объекты.

ISO 1600 | 26.6mm | f/5.6 | 1/480 сек

Примеры снимков

Еще несколько примеров, снятых на Fujifilm X-T20 в разных условиях и с разными настройками.

ISO 200 | 16mm | ƒ/4.0 | 1/1400 сек
ISO 3200 | 16mm | ƒ/3.6 | 1/3200 сек
ISO 200 | 16mm | ƒ/10.0 | 1/25 сек

Выводы

В компактной и легком корпусе беззеркальной камеры получился довольно универсальный инструмент на все случаи жизни. X-T20 подойдет для городской или жанровой фотосъемки — она обладает достаточно большой скоростью съемки, чтобы не упустить важный момент, маленьким временем включения и быстрым автофокусом. Вместе с тем, она позволяет работать над сюжетом не привлекая к себе внимания, а откидной дисплей поможет использовать нестандартные ракурсы более комфортно.

Разрешения матрицы, детализации и динамического диапазона достаточно для съемки высококонтрастных пейзажных сюжетов или сюжетов со сложным освещением и перепадами яркости, при  этом в 90% случаев все детали в светах и тенях можно восстановить при пост обработке в raw конвертере из одного кадра избежав необходимости снимать с брекетингом.

Эргономика позволяет изменять параметры и режимы съемки очень быстро и “вслепую” без необходимости отвлекаться на дисплей. Для того чтобы переключиться от неторопливой съемки пейзажного вида к стрит-фотографии надо одним движением перевести селектор выбора режимов со съемки одиночного кадра на серийную съемку, и при необходимости, передвинуть рычажок выбора типа фокусировки на следящий. Эти действия занимают меньше секунды и выполняются на полном автомате еще в тот момент когда вы выстраиваете кадр. Изменение параметров съемки тоже происходит очень быстро — ввести экспокоррекцию можно одним движением, просто провернув селекторное колесо, выбор выдержки осуществляется аналогично, а диафрагма корректируется с помощью кольца на объективе. Получается, что для того чтобы управлять камерой во время съемки не нужно обращаться к дисплею, все корректировки осуществляются с помощью селекторов, колец и кнопок на корпусе, а это делает управление камерой очень быстрым и понятным.

Ну а бонусом идут фирменная цветопередача Fujifilm и встроенные пленочные профили. Более того, это одна из немногих камер внутрикамерный JPEG который очень часто не уступает по качеству RAW

Статья написана по заказу магазина Pixel24.ru