Я довольно много путешествую с детьми и хотя и стараюсь каждый раз их фотографировать, но хороший снимок получить бывает довольно сложно. И снимков детей у меня не так много как хотелось бы.
Тут я попыталась вспомнить и записать то о чем не стоит забывать в погоне за красивыми видами и в череде экскурсий, прогулок и перемены мест.
1. снимайте действие. никому не нужны снимки со стоящими по стойке смирно детьми и натянутыми улыбками. Дети такие забавные существа, что в любом месте сами себе придумают занятие и игру из подвернувшихся под руку предметов, им только надо дать немного свободы и времени. Вот, например, гусеницы в одном из парков Нью Йорка, я бы низа что не догадалась срежиссировать такое 🙂
Хотят возится в луже рядом с Эйфелевой башней? Не надо пытаться срочно их отмыть и поставить по стойке смирно. Снимайте с уровня лужи!
Мои дети немного подросли и старшая очень часто стала просить меня «мама а сфотографируй меня». при этом становится в какие-то невероятные «модельные» позы которые, видимо, видела где-то (я уж точно ей не показывала) что меня совершенно не устраивает. Выход был простой — детям был вручен фотоаппарат и они фотографировали друг друга и все вокруг, а мне оставалось только подсматривать.
2. снимайте детей в естественных ситуациях. Непричесанные волосы, неподходящая одежда, грядные ладошки? но ведь это действительно было, снимайте как есть. Если руки грязные сделайте акцент на них, оставьте рафинированные постановочные снимки для фотостудии. Поверьте, выросшему ребенку будет намного интереснее разглядывать и вспоминать то что было на самом деле, а не выдуманные ненастоящие интерьеры фотостудии которые он даже не сможет вспомнить и где ему ничего не разрешали трогать чтобы не сломать и не сдвинуть с тщательно выверенного места.
Ловите эмоции. Удивление, радость, опаска, любопытство. у детей они очень быстро сменяют друг друга, тут надо уметь немного предсказывать и снимать своих детей в данном контексте намного проще чем чужих, потому что их поведение можно хоть чуть-чуть спрогнозировать.
Думаете это постановка? Ничего подобного. Ей просто надоело идти и она плюхнулась на асфальт, а люди продолжали идти мимо.
Не надо пытаться заключать детей в рамки своих задумок, вы будите точно выстраивать композицию и рассаживать детей но в результате получится натянутые улыбки и неестественное выражение лица. Пусть делают что хотят, а вы наблюдайте и ищите лучшую точку съемки.
3. следите за задним планом. Люди, провода, столбы — все это лишнее и не нужно в кадре. Если от толпы никуда не деться снимайте крупные планы, пошире открывайте диафрагму.
4. определите снимаете вы «достопримечательность» или ребенка. Не можете решить? сделайте отдельно два кадра. Никому кроме бабушек и дедушек не интересны снимки «прямо стоящий ребенок на фоне эйфелевой башни», когда лица ребенка и эмоции не видно, но в тоже время нет и красивого вида достопримечательности. Если ребенок главное действующее лицо значит резким должен быть только он, остальное все уходить в размытие чтобы не отвлекать (тут есть исключения, но эмоция и действия все равно должны быть).
5. делайте дубли. порой камера промахивается, по дисплею это не всегда заметно. или ребенок может моргнуть или выражение лица немного изменится. серийная съемка тут во благо.
6. всегда носите с собой камеру. Всегда от слова постоянно. Все, без вариантов. Особенно в поездке. Ваша камера слишком тяжелая и плечи болят? купите что-то компактное с чем можно без проблем гулять целый день. нет денег на компактную камеру? купите компактный легкий и светосильный фикс.
Не известно же где и и когда вы увидите хороший и интересный кадр. Поначалу мне тоже было лень всегда брать камеру, но после пары упущенных сюжетов я просто перестала выходить из гостиницы без камеры. Даже если надо было просто сходить в соседний магазин за соком.
7. если раздумываете, а не сделать ли кадр — делайте. Не надо искать отговорок в виде «потом сниму», «объектив не тот», «это же настройки надо изменять, пока буду изменять кадр уйдет». Просто поднимите камеру и снимите как есть. Потом уже можете менять объективы и настраивать. И большинство кадров которые поначалу кажутся технически бракованными (кроме откровенных промахов по фокусу) при должной сноровке можно исправить в редакторе.

вот этот кадр сделан просто на ходу, даже не останавливаясь. он был немного темноват потому что мне некогда было менять настройки в камере. Не шедевр, конечно, но в качестве напоминания о том как папа носил дочек вполне сгодится.
8. следите за светом. не стоит снимать на ярком солнце с глубокими тенями. следите чтобы теней не было на лице.
9. откройте диафрагму. если на улице слишком светло, и снимки получаются пересвеченными (так бывает когда объектив очень светосильный) то поможет серый фильтр. Иногда они даже бывают встроенные в камеру.
Я обычно снимаю в режиме приоритета диафрагмы, подбирая iso исходя из освещения, а выдержку камера ставит автоматически, но вечером и ночью выдержку хорошо бы контролировать чтобы не получить смазанных снимков.
10. не забывайте про правило третей, следите за линиями в кадре.
И приятных вам путешествий