Выйти из дома без кошелька и сумки, а только с телефоном с apple pay? Очень необычно, немного непривычно, но по факту оказывается удобно. И в какой-то момент уже не понимаешь зачем надо было таскать с собой сумку с кучей карточек и документов.

Примерно то же самое происходит, когда в поездку берешь не рюкзак с несколькими камерами, объективами и штативом, а одну компактную камеру, для которой отдельная сумка даже не нужна. Как-то сразу пусто и поначалу не покидает ощущение того, что чего-то не хватает (ну да, 5 килограмм за спиной :))

Но несмотря на небольшой размер, все-таки не хочется ограничивать себя в творчестве. Согласитесь, было бы очень обидно поехать в путешествие и привезти смазанные кадры, просто потому что камера не справилась со съемкой в сумерках?

Что нам нужно от камеры в путешествии?
— Компактность и легкость — с камерой нам гулять почти круглосуточно
— Возможность передачи кадров по wifi в телефон — надо же показать друзьям в социальных сетях как круто путешествовать
— Простые настройки — чтобы не думать о том, какие параметры выставить
— Фотографировать в помещении и ночью. А значит должно быть все нормально со съемкой на высоких ISO, мы же не хотим таскать с собой штатив.
— Снимать при любом свете — и с низким рассветным солнцем в кадре, и с полдень, и в сумерках и не думать о том что что-то не получится.

Но так или иначе все сводится к тому, что в любых условиях должна получатся хорошая фотография. Неожиданно, да?
Не важно вышли ли мы погулять на рассвет или хотим сфотографировать бокал пива в темном баре;

Я с детьми ездила в Финляндию и Германию и в поездку брала с собой компактную Fujifillm X-T30.

Здесь почти все как у флагманского FUJIFILM X-T3, только меньше и легче.
Такая же матрица в 26МП, такой же процессор, а значит и по качеству фотографий разницы не будет. Скорость съемки до 30 кадров в секунду с электронным затвором, фирменные цветовые профили Fujifilm и прекрасная цветопередача.

Тут в статье я уже не буду попиксельно рассматривать фотографии потому что все это было сделано в подробной статье про Fujifilm X-T3. Еще раз повторю — по уровню шума, динамическому диапазону, цветопередаче разницы между X-T3 и X-T30 нет.

Основные отличия в корпусе и эргономике. Даже модуль автофокуса в камерах одинаковый. Правда, в Х-Т30 меньше буфер, один слот для карты памяти, нет защиты от пыли и брызг, видоискатель меньшего разрешения. И скорость съемки 30 кадров в секунду в 4к, против 60 на Х-T3.

Первое что бросается в глаза — отсутствие колесика для управления ISO. В Fujifilm-T30 для этого надо залезть в меню Q, или можно запрограммировать на одну из функциональных клавиш, например удобно нажимать на передний диск и сразу менять ISO.
Еще, тут экран откидывается только в одной плоскости. Не очень принципиально, но редко бывают ситуации когда надо снять вертикальный кадр с низкой точки и вот тогда бы возможность окинуть дисплей вертикально очень пригодилась.

Зато выкинув эти профессиональные особенности камера дешевле почти в 2 раза, при этом качество изображения на выходе флагманское. И еще камера легче и меньше.

Для того чтобы поездка была максимально легкой вместе с камерой я взяла обычный китовый объектив. Он легкий и компактный. Камера маленькая, она не привлекает к себе внимания, почти не занимает места в сумке…

Ну ладно. Давайте от теории к практике. Раз поездка семейная начнем со съемки детей.

Портреты

Начнем с простого. Дети никуда не бегут, не прыгают. Самые обычные travel-портреты “в интерьере”.
Ну вот, например, просто улица, просто стол в тени.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 45.0 mm | 1/170 | iso 200

Несмотря на то, что у меня самый простой объектив — задний план размыт, боке норм (не огонь, но в формате “один объектив на все случаи жизни и чтобы таскать не тяжело” сойдет).

Снимок сделан чуть позже полудня, солнце жесткое, именно поэтому ребенка посадила в тень — чтобы не было ни лице пересветов. Улица немного ярковата, но буквально пара градиентов в Adobe Lightroom и получается вот так.

Вполне атмосферно вышло, можно бабушке уже отправлять.

Если хочется еще больше всяких боке и размытия то XF35mm f/2.0 вам в помощь. Вот что получается если не забыть зарядить батарейки для гирлянды с лампочками.

Fujifilm X-T30 | XF35mmF2 R WR
ƒ/2.0 | 35.0 mm | 1/750 | iso 400

Вот еще несколько портретов. Тут уже закат и со светом более интересно, чем в первом примере.
На широком конце объектива

И на длинном.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/6.4 | 45.0 mm | 1/1000 | ISO 1600

Почему ISO 1600 не спрашивайте. Видимо, я забыла изменить настройки после того как снимала где-то в помещении.

Несмотря на то, что объектив тут самый простой и даже диафрагма не полностью открыта все равно получилось размыть фон.

Ну вот еще картинка про дочь, солнце на ладошке и динамический диапазон.
Никакой обработки тут нет (все по умолчанию), но видно даже солнечный диск и в то же время лицо. Чуть-чуть осветлить лицо при обработке и будет, вообще, отлично.

Но и это снимок в качестве вариант “из камеры” очень даже.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/9.0 | 15.0 mm | 1/2000 | iso 1600

Вот еще парочка


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/150 | ISO 320

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 38.5 mm | 1/105 | ISO 320

Или вот еще один вариант со съемкой против солнца. Мы же снимаем в путешествия, а не в студии, поэтому не особо много вариантов того, как можно управлять светом.

Кажется, что небо немного пересвечено, но при обработке все становится на свои места.


Исходный кадр

После коррекции в Adobe Lightroom
Наложен градиент сверху и немного осветлено лицо с помощью кругового градиента.

Динамика

Так, ладно, с портретами на китовый объектив разобрались. Вполне годно получается. Переходим к более сложным упражнениям и отправляемся с детьми в парк аттракционов.
Тут у нас несколько проблем. И это не только офигевший вестибулярный аппарат.

Первая проблема — все постоянно движется. Вторая — очень часто темно. Прям совсем темно.

Но обо всем по порядку.

Сначала про движение. Забираюсь на карусель (об этом я еще потом пожалею) и фотографирую в движении. Диафрагму закрутила чтобы сделать выдержку подлиннее. По моей задумке дети должны быть резкими, а весь задний фон размыт.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/22.0 | 15.0 mm | 1/50 | ISO 250

Широкого угла вполне хватает для съемки с соседнего сиденья.

Вот еще один вариант. Тут уже американские горки (кстати, это лучше чем карусель)

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/4.5 | 15.0mm | 1/2500 | ISO 400

Тут самое главное не промахнутся с выдержкой. Потому что это только кажется что ты в соседнем кресле неподвижен относительно соседей. А по факту всех мотает так что мало не покажется. В первый раз переусердствовала и поставила слишком длинную выдержку — получила на выходе абстракционизм.
Пришлось второй раз кататься.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/22.0 | 16.1 mm | 1/75 | ISO 200
Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/22.0 | 16.1 mm | 1/90 | ISO 200

Кстати, камера прошла испытание не только американскими горками и каруселями, но и водой.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/7.1 | 15.0 mm | 1/1900 | ISO 1600

Обратите внимание, что тут ISO 1600 (просто маршрут проходит и по туннелям тоже и я поставила специально ISO побольше чтобы не думать о настройках во время съемки), но шума на снимке практически нет.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/8.0 | 15.2 mm | 1/2200 | ISO 1600

Ситуация немного посложнее. Снимаем движущуюся машинку из движущейся машинки. Чтобы выдержка была приемлемая пришлось поднять ISO до 12800.
Но фотография все равно остается приемлемой. А формате публикации в социальных сетях, вообще, никто не заметит подвоха и какого-то лишнего шума.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/3.5 | 15.0 mm | 1/210 | ISO 12800

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/4.0 | 19.2mm | 1/170 | ISO 12800

Работа автофокуса не вызывала никаких особых нареканий, цепляется, фокусируется даже в темноте и сложных условиях освещения.
Единственное, на китовом объективе XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ электронный зум довольно медленный, на зуммирование тратится дополнительное время поэтому если не хотите упустить важные моменты, то правильное фокусное расстояние лучше выбирать заранее.

Ну а вот совсем хоррор. В прямом смысле.
В этом темном лабиринте чтобы что-то снять мне пришлось поднять ISO до 25600.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/3.5 | 15.0 mm | 1/15 | ISO 25600

Несмотря на такое запредельное ISO фотография воспринимается вполне нормально. Шум, хоть и есть, но не мешает.
Еще раз повторю, что шум не давился, снимок без редактирования и шумоподавление в камере отключено.

В самом лабиринте кромешная темнота и только светятся рисунки. Т.e. когда фотографировала ребенка я видела очень смутно. Фокусироваться пришлось случайным образом. Но камера справилась и даже подтверждение автофокуса пикнуло.

Еще один пример, но тут я решила проверить что же будет, если шум попробовать подавить.


“Сырой” кадр из камеры

Шум подавлен в Adobe Lightroom

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/3.5 | 15.0 mm | 1/13 | ISO 25600

Вот чуть менее страшный пример. Но тоже картинка из темного-темного места.
Когда все движется, а хочется получить резкий кадр ничего не остается кроме как поднять ISO. В данном случае у меня получилось ISO 12800

Исходный снимок; Обработки нет. Ну и немного темновато получилось, по хорошему можно было снимать светлее

А вот здесь наглядно видно, что происходит если начать вытягивать тени. Шум в тенях очень сильно увеличился и появился такой не хороший зеленый оттенок. Это все из-за большого ISO

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.2mm | 1/150 | ISO 12800

Мораль? Если снимаете на запредельных ISO (больше 3200) то старайтесь сразу снимать так чтобы не пришлось вытягивать тени или пользоваться брекетингом.

Еще такой нюанс — фактически фотосъемка внутри аттракционов запрещена. Но, с небольшой камерой на меня просто никто не обращал внимание. Ни разу никто не сделал ни одного замечания. Думаю, все было было совсем по другому если бы у меня в руках была камера большего размере, а уж со вспышкой тем более.

Тревел

Теперь отправляемся в прогулку по городу. Тут уже от нас никто не убегает, ничего не крутится, темных лабиринтов тоже не предвидится.
И волнует уже в первую очередь цветопередача и детализация.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 45.0mm | 1/550 | ISO 200

Давайте сразу по жесткому. Имею в виду свет. Пока проснулись, пока позавтракали, пока доехали до соседнего городка уже солнце в зените, свет жесткий. Вспоминаем, что у нас не фототур где надо ждать режимного света, а семейный отпуск когда надо снимать то что есть. Поэтому поднимаем камеру и нажимаем на кнопку спуска затвора.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/680 | ISO 200

Не очень впечатляющие, правда? А все потому что свет слишком жесткий. В принципе, на таком ярком солнце даже снимать довольно сложно — оно слепит и мешает нормально выстроить композицию.

Но ради эксперимента я решила подвигать ползунки в Adobe Lightroom. Наложила градиент сверху и немного выровняла освещенность с помощью shadows/hightligs.

Вполне себе открыточка получилась уютная. И со светом, оказывается, все не так плохо как казалось на первый взгляд.<

А вот снимок которому повезло немного больше. Он снят, практически в тоже время как и предыдущий, только солнце находится не ровно сбоку, а немного за спиной.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 37.4 mm | 1/600 | ISO 200

Картинка, на которой много листвы для того чтобы можно было оценить детализацию. Помните же, что за детализацию отвечает не только матрица камеры, но и
объектив? XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ оказался на удивление резким в центре (несмотря на то что он “кит”). Только по углам заметно совсем небольшое размытие. И то на грани различимого и если его специально искать.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/180 | ISO 200

Еще одна картинка для оценки детализации, резкости и контраста.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/13.0 | 45.0 mm | 1/80 | ISO 200

Уже писала, что камера очень компактная и легкая. Гулять с ней одно удовольствие — руки, плечи и спина не устают. В музеях и кафе ни у кого не возникает лишних вопросов, а снимки получаются не хуже чем у многих “больших черных камер”.

У Fujifilm X-T30 откидной дисплей (правда, в отличие от более старших братьев он откидывается только в одной плоскости) — очень удобно использовать для поиска ракурсов.
Выстраиваем композицию нужным образом, потом с помощью джойстика помещаем точку фокусировки в нужное место и снимаем. Очень удобно и наглядно получается.
Намного комфортнее , чем ползать прижав камеру к лицу и пытаться поймать фокус.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/500 | ISO 200

А еще, если вы гуляете в одиночку, но очень хочется сделать селфи, то пригодится функция съемки по таймеру. Именно так я развлекалась во время прогулки по Хельсинки; Камера на землю или стул, одолженный в кафе, в настройках задаем что нужны 100 кадров с интервалом в пару секунд ни и понеслось… Идем в кадр, двигаемся и кривляемся, камера снимает. Потом из получившейся сотни кадров оставляем один или два.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/6.4 | 15.0 mm | 1/1000 | ISO 1250

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.2 mm | 1/350 | ISO 200

А если захочется получить финальный результат сразу из камеры без дальнейшей обработки то пленочные профили вам в помощь. Не зря цветопередача Fujifilm считается самой крутой.


Исходный снимок

Classic Chrome

Eterna

Astia

Provia

Acros

Пейзаж

Ну и к моему любимому жанру — пейзажи в режимное время. Тут все так же как в тревеле, но еще добавляется огромный динамический диапазон.
В первую очередь нас будет волновать цветопередача, динамический диапазон, передача полутонов и съемка в контровом свете.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/20.0 | 15.0 mm | 1/160 | ISO 1250

Если заставить себя проснутся и выйти на улицу на рассвете и просто поднять камеру и снять, то получается вот так.
Фирменная цветопередача Fujifilm не вызывает никаких нареканий — все гармонично, красиво и естественно.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/7.1 | 15.0 mm | 1/320 | ISO 1600

Ну или так, если немного повернуться в другую сторону

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/420 | ISO 800

Немного усложняем задачу, снимаем против солнца. Это своеобразный стресс-тест для динамического диапазона матрицы.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/16.0 | 15.0 mm | 1/150 | ISO 1600

Даже в сыром и необработанном варианте все достаточно хорошо — переданы цвета и оттенки и в светах и в тенях, все информация на месте. Картинка сбалансирована по контрасту и яркости. Но можно довести немного до ума в редакторе.
Я просто разнесла ползунки Shadows и Hightligs в разные стороны и скомпенсировала потом контраст подправив точку черного Blacks

Вроде, неплохая открытка получилась? И не скажешь, что снято на “карманную” камеру.

Вот еще вариант со сложным освещением. Тут солнце находится за домами и получается, что небо уже светлое, но передний план практически полностью в тени. Динамический диапазон получается очень большим.


Исходный снимок

После небольшой коррекции в Adobe Lightroom

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/850 | ISO 800

Как видите, все в кадре есть, и хотя исходник кажется немного темноваты (возможно, я снимала с отрицательной экспокоррекцией), но все нужные детали вытягиваются и восстанавливаются из одного raw кадра. Нет никакой необходимости делать HDR.

Еще один аналогичный пример.


Исходный снимок

Сверху наложила градиент для того чтобы затемнить небо

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 22.1 mm | 1/500 | ISO 1600

Все пересветы на небе отлично восстановились.

Китовый объектив

Две недели (и даже чуть больше) я снимала на XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ.
Сначала было немного непривычно вместо привычной связки Fujifilm X-T2 + XF 16-55 f/2.8 держать в руках комплект T30 + XC 15-45mm F3.5-5.6, который по размеру и весу меньше раза в два (да и по цене тоже).
Но я быстро привыкла и распробовала все плюсы компактности и легкости.


Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/750 | ISO 200

Почему-то принято считать, что кит-это очень плохо и их покупают только те, у кого не хватило денег на “нормальный”. Ну не знаю…

У меня очень долгое время был XF 18-55, который тоже считался китовым. Он был прекрасен (хотя, почему “был”, он и сейчас крутой, только не у меня). Компактный, легкий, картинка резкая, фокусные удобные. Что еще нужно?

В поездку брала XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ. Да, он не очень светосильный, да у него электронный зум, да нет стабилизатора и пыле и влагозащиты; Но он легкий, компактный и дешевый. На портретах фон размывает, пейзажи тоже можно снимать. А недостаток светосилы компенсируется повышением ISO, благо Fujifilm позволяет без ужасных последствий задирать ISO до 3200 и снимать не опасаясь за результат.

В принципе, для путешествий фокусных расстояний 15-45 мне хватило. Было пару ситуаций когда хотелось чуть-чуть шире, но это уже история больше про пейзажи и всякие специфические углы съемки. И один раз можно было бы поснимать с телевика (мы забрались на вершину водонапортной башни), но телевиков у меня отродясь не было.

А в остальном, даже мыслей не возникло что с объективом что-то не так.

Заметных искажений на широком углу нет. Есть небольшая потеря детализации по краям кадра, но в центре все резко на всех значения диафрагм.

Выводы

Итак, что имеем в сухом остатке?

Матрица 26МП и скорость серийной съемки до 30 кадров в секунду делают эту небольшую камеру отличным компаньоном в путешествиях.
Она компактная и легкая, но вместе с тем, у меня не было ситуации чтобы камера не справилась со съемкой, хотя снимала я практически круглосуточно и
везде. Начиная от темных лабиринтов парка развлечений и заканчивая обзорными площадками в полдень на 30-ти градусной жаре.

Можно вручную устанавливать параметры съемки, как делала я, а можно использовать сюжетные программы и все равно результат будет отличным.

Котик одобряет.

Fujifilm X-T30 | XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ
ƒ/5.6 | 15.0 mm | 1/140 | ISO 1600

Ну а если по пунктам получается так:
— Немного не хватает колесика регулировки ISO, но это лично моя привычка.
— Менять точки фокусировки с помощью джойстика очень удобно
— Джойстик мне показался расположенным немного низковато и не совсем под большим пальцем, но это тоже дело привычки. Да и при таком компактном размере странно было бы требовать чего-то другого.
— Камера отлично фокусируется даже если глазами почти ничего не видно (посмотрите примеры из парка развлечений)
— В принципе, даже на ISO 21500 снимки получаются нормальными. А уж на ISO 3600 можно снимать, вообще, не задумываясь.
— В динамический диапазон влазит все. Даже если снимать против солнца.
— Откидной дисплей сила — можно снимать с самых неожиданных ракурсов. Еще бы в вертикальной плоскости поворачивался, но нет
— Несмотря на небольшой размер в руках камеру держать удобно
— Камерой можно управлять со смартфона и сразу же передавать снимки по wifi — в путешествиях это особенно удобно
— Заряжается от USB. Это, вообще, супер фича в путешествиях. Можно от повербанка заряжать.
— Я не фанат видео, но оно там есть. Есть поддержка F-Log и съемка в 4k. Так что если хотите сделать полноценных репортаж о путешествии, то очень удобно комбинировать фотографии и небольшие видео-ролики. Автофокус по глазам и распознавание лиц работают и в видео тоже.

Вообще, вот этот компактный формат, в который Fujifilm впихивают начинку от флагманских моделей мне очень нравится. Отличный вариант для тех, кому не нужен пыле и влагозащищенный корпус, но хочется отличного качества картинки, легкости и мобильности. Да что там говорить, у меня до сих пор живет и отлично работает Fujifilm X-T10