«Как поедем? Медленно, средне или быстро?» Спрашивает меня Борис Шульмейстер когда я устраиваюсь на пассажирском месте ярко синего спортивного купе Lexus RC F на автодроме в Сочи. После небольшого колебания, говорю что надо ехать быстро — трасса Формулы 1 обязывает. Это потом я узнаю, что Борис один из самых извечных гонщиков России и замечательный инструктор… А пока мы мчимся по ознакомительному кругу — «на трассе расставлены специальные препятствия чтобы вы не могли сильно разогнаться и было интереснее проходить трассу» рассказывает Борис притапливая газ в пол и динамично объезжая змейку из конусов.

Следующий круг я уже еду за рулем пытаясь в хаосе конусов разглядеть ворота в которые надо въехать, торможу и разгоняюсь по команде инструктора. Не знаю какие эмоции выражает мое лицо в белом шлеме, но Борис хвалит за отличное и четкое руление и чувство автомобиля, а вот торможения не выдерживают никакой критики — на треке нужно тормозить резко и сильно, я же начинаю притормаживать как при езде по городу — заранее и плавно.

Критики от мастера не выдерживает и моя привычка к высокой посадке (привет, внедорожники) — «водитель не должен видеть капот, он должен видеть то, что в 10 метрах перед», говорит Борис. На третий круг я сажусь по всем правилам — низко и полулежа и действительно управлять автомобилем из такого положения получается четче и быстрее. На спидометр не смотрю, да и скорость не чувствуется абсолютно. Кажется что можно ехать еще быстрее и быстрее и заходить в повороты со свистом резины. Трасса уже немного знакома и хаос оранжевых конусов складывается в четкий маршрут, его я прохожу со средней скоростью 135 км/ч на прямой разогнавшись до 175 км/ч и в этот момент меня начинает немного отпускать после нервной и сложной недели, а от восторга хочется кричать и топить газ в пол все сильнее и сильнее.

После быстрого и стремительного купе RC F седан GS F, поначалу,  не воспринимается в качестве «гоночного болида» — скорее всего это что-то психологическое, ведь подсознание знает, что теперь вместо спортивного багажника и антикрыла за водительским местом полноценное заднее сиденье на котором можно детей в садик возить, а багажник забить пакетами из супермаркета. Вообще, это очень странно — потому что двигатели в обоих автомобилях одинаковые — атмосферные восьмерки объемом 5 литров, коробки — честный автомат с восемью ступенями, отличия по сути только в форме кузова и весе, и еще в расположении центра тяжести. Но стоит только перевести автомобиль в режим «спорт» как он оживает и характер вождения становится дерзим и стремительным. «Если бы не было системы управления динамикой автомобиля, мы бы в этом повороте вылетели с трассы» — комментирует инструктор.  Благодаря системе VDIM все системы обеспечения курсовой устойчивости работают слаженно, а вмешательство в действия водителя практически незаметно, а на приборной панели можно наблюдать за смещением центра тяжести в реальном времени, хотя кого волнует расположение центра тяжести когда ты гонешm 477 лошадей со скоростью под 200км/ч по трассе Формулы 1?

Восторг от чувства скорости и того, что мощное техническое средство повинуется малейшим желаниям водителя сменяется небольшой грустью от того что испытание скоростью кончилось высокие скорости и перегрузки остались где-то там, за ограждение трассы. Но остаются воспоминания о пересечении финишной черты на автодроме формулы 1. И адреналин.

Это мощность и сила воплощенная в японской честности — честный автомат, честный атмосферный двигатель — приправить по вкусу электронными системами и наворотами, не забыть про детали, подумать о том какой звук двигателя будет слышать водитель в салоне…

А впереди ждут испытания других чувств и другие эмоции. На именном бейджике в NFC меткой мелким шрифтом расписание активностей и заездов — это не только шпаргалка и подсказка по таймингу но и устройство в которое записываются баллы за каждое выполненное задание. 

 

Для проверки маневренности и управляемости выстроен замысловатый лабиринт — тут и змейка, и проверка скорости реакции водителя в виде неожиданно возникающих препятствий и маневрирование задним ходом. Я прохожу лабиринт на RX200t в комплектации F Sport немного удивившись тому как отлично кроссовер управляется и маневрирует в ограниченном пространстве. 45 секунд на все про все, по словам инструктора отличный результат, которого добивается в этом лабиринте не каждый мужчина. Проверить это у меня нет возможности, поэтому кладу этот факт в копилку своего самолюбия.

Но это катострофически мало чтобы составить какое-нибудь более-менее вразумительное впечатление об автомобиле — двухлитровный турбо-двигатель, 6-ти ступенчатный автомат, 238 лошадей, это всю сухие цифры и слова с официального сайта которые мало что значaт без более близкого знакомства.

А вот мне остатеся только наблюдать за тем как проходят лабиринт другие участники

На этой фотографии отлично видно, насколько сильно расположение центра тяжести влияет на крены

 

Мы берем белый NX и отправляемся в горы, тонкая линия маршрута в навигаторе ведет вдоль Мзымты по направлению к Красной Поляне и я смутно узнаю места в которых была последний раз 10 лет назад. По отличному шоссе так и хочется разогнаться до 140 км/ч , тем более что скорость абсолютно не чувствуется, а видно только как мимо проносятся попутные автомобили и горные вершины, но приходится держать себя в руках и ехать с разрешенной скоростью 110км/ч, наслаждаясь весной, дорогой и музыкой и борясь с желанием угнать этот автомобиль и не возвращать пару дней. В салоне невероятно уютно и комфортно и хочется чтобы дорога не кончалась.

Постепенно маршрут приводит на грунтовую дорогу, поднимающуюся в горы, а значит пришло время сменить кроссовер, на что-то побольше и повыше — в нашем распоряжении мой любимец GX 450 (все-таки машина должна быть большой, и даже огромной 🙂 ). Пневмоподвеска, система crowl контроль — внедорожную трассу можно было бы пройти не выходя их машины и не снимая туфлей на шпильках, просто комбинируя переключатели селекторов на приборной панели в зависимости от ситуации на трассе.

Этот автомобиль я уже уже как-то тестировала, так что за рулем чувствую себя практически как дома и просто наслаждаюсь природой и трассой. Поставив в голове поменку — «надо брать!». Витиеватую внедорожную трассу этот автомобиль проходит как по асфальту, если закрыть глаза то понять что под колесами асфальт сменился на булыжники и последствия камнепада невозможно. «Там на трассе дальше большой камень, будьте осторожны» — предупреждают организаторы. «Камень?!! Какой камень?!!» —  недоумеваю я и бодро рулю объезжая промоины, ямы и стволы упавших деревьев на скорости 40 км/ч ни разу не приложившись днищем.

То на что организаторы отвели 40 минут, я прохожу минут за 20, получив истинное наслаждение от объезжания канав и буераков и немного адреналина от спуска с отвесного склона под углом 45 градусов с отпущенными педалями газа и тормоза, повинуясь поведению системы Crawl Control, а значит остается еще немного времени чтобы отклонится от маршрута и поимпровизировать несмотря на жесткий тайминг.

Каменистая дорога вышла из леса и сменилась асфальтом, а значит скоро придется расстаться в этим «бегомотиком» и пересесть в более городской Lexus NX

Но дух приключений никак не хочет меня отпускать, тем более благодаря сэкономленному при прохождении трассы времени есть десять минут на импровизацию и поиск приключений.
Поэтому включаю интуицию и ищу какой-нибудь живописный съезд с трассы.

Если бы я не видела впереди себя галечное русло ручья, то и не поняла бы, что автомобиль съехал с асфальта, камни под колесами не чувствуются, на уровне шума это не отразилось. Наверное, можно сказать что NX довольно универсальный автомобиль — хоть по асфальту, хоть по реке — я немного утрирую, конечно, в вязкой грязи ему будет не очень комфортно, но по сухому он проедет везде где позволит клиренс и сделает это с изяществом и комфортом. Поэтому даже типичному городскому жителю будет не особенно сложно реализовать свои внедорожные фантазии.


Последнее задание — «Такуми» — не проверка автомобиля, а  испытание для всех органов чувств человека.

С японского «такуми» дословно переводится как «ремесленник», но в самом лучшем и возвышенном смысле этого слова. Это мастера своего дела, которые всю свою жизнь посвятили одному делу и добились в нем совершенства. Вообще, это очень по японски, там принято всю жизни работать в одной компании и практически на одной должности и вместо того чтобы рваться в начальники и руководители совершенствоваться в какой-то узкой области и человек который что-то делает хорошо посвящает самосовершенствованию всю жизнь и пользуется невероятным уважением.

На заводе Лексус в Тахаре работает около 10 мастеров такуми, каждый из них отвечает за какой-то отдельный этап производства автомобиля. Например, Тошимитцу Каяшима уже 32 года занимается двигателями и вместе со своими помощниками выполняет запуск каждого собранного двигателя, с помощью стетоскопа слушает его во время работы чтобы выявить отличия от эталонного звучания.

А, идеальное качество полировки кузова достигается если надавливать рукой с полировочным кругом с давление эквивалентом весу в 700грамм.  Мастера такуми способны на ощупь определить дефекты сборки автомобиля, плохую состыковку деталей порой даже точнее чем компьютерные датчки и современные приборы. В сборочном цехе есть специальная идеально собранная модель прикасаясь к которой каждые два часа такуми как бы перезагружает свои ощущения и становится способным почувствовать малейшее отклонение от идеала.

«Это не было бы мастерством Lexus если бы мы не стремились выйти за рамки того о чем нас просят» — Масахиро Суганума, мастер в лако-красочном цехе.

Чтобы почувствовать себя в роли мастера такуми надо использовать все 5 органов чувств определит из 5 двигателей дефектный по звуку, попробовать надавить рукой точно с давление в 700 грамм, разложить серые, практически идентичные квадратики, по возрастанию насыщенности, сложить оригами одной рукой за 90 секунд (именно такой тест проходят все претенденты на звание такуми) и определить дефекты лако-красочного покрытия с закрытыми глазами. Для меня самым сложным оказалось — выдержать давление в 700грамм 🙂

«Настало время создать такой автомобиль который превзошел бы самое лучшее что было сделано до этого дня» Эйдзи Тойода

В ангаре стоит Lexus LFA — сгусток технологий и вершина мастерства инженеров Leхus. Автомобиль который специально разрабатывался для того чтобы вместить все новейшие разработки компании и стать родоначальником целой линейки автомобилей с литерой F.
10 лет разработки и множество технологий воплощенных в серийных моделях
3.7 секунды до сотни, самое быстрое время круга на трассе в Гудвуде, двигатель V10 объемом 4.8 литра собранный вручную одним человеком, 65% корпуса из углепластика, Чего стоит только то что выхлопная система настраивалась и конструировалсь в сотрудничестве с инженерами компании Ямаха чтобы обеспечить идеальное звучание двигателя, которое прозвали «рев ангела». Всего 500 автомобилей выпущенных по предзаказам, а на моей фотографии авто с порядковым номером P015 — один из прототипов.

Не буду скрывать, я люблю автомобили Тойота и их роскошное воплощение -Lexus. Мне в них удобно, уютно и комфортно, я как будто попадаю к себе домой. Но раньше мне казалось, что в них недоложили харизмы, какой-то внутренней энергетики и драйва — все качественно, собрано, четко, выверено, но без особых эмоций. Теперь я понимаю, что эти автомобили как сами японцы у которых не принято показывать эмоции на людях — эмоциональных проявлений заслуживают только самые близкие и родные. Самообладание и сдержанность — качества, которые с древних времен считающиеся у японцев первыми признаками храбрости и главным признаком принадлежности к японской нации в полной мере нашли свое воплощение во всех автомобилях с которыми мне удалось познакомится за эту короткую поездку. И каждый их них обладает уникальным характером и скрытой харизмой.

Теперь, зная подход, компании к качеству и созданию автомобилей становится понятно откуда исходит японское качестве и почему эти автомобили можно передавать по наследству.

И, да, пост проплачен адреналином и яркими эмоциями.